В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова

Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024
На Малой сцене МХТ им. Чехова выпустили «Стоиков» — пьесу с таким названием написал известный драматург Дмитрий Данилов. «Человек из Подольска», «Саша, привет!», «Сережа очень тупой» — эти и другие его произведения с успехом ставят на сценах по всей стране (и не только), но «Стоики», можно сказать, эксклюзив: Дмитрий Данилов создал эту историю специально для Художественного театра. Только в Камергерском ее и можно теперь увидеть, а к этой интриге добавляется еще одна — небольшой, но многообещающий актерский состав.

На первый взгляд, все просто: «Стоики» — о столкновении двух поколений, двух взглядов на жизнь. Мать хочет наконец познакомиться с парнем, с которым уже какое-то время живет ее дочь. Пара нехотя (что за пережитки?) приходит в гости к родителям — вместе с матерью их встречает отчим девушки, но… Улыбки натянуты, разговор не клеится и с важного — попыток матери понять детей и оценить серьезность их совместных планов на жизнь — то и дело соскальзывает в пустую бессмыслицу фраз.

Но Дмитрий Данилов не был бы собой, если бы не «обернул» этот прозаический сюжет совсем не обычными обстоятельствами. Герои живут в мире постоянной неопределенности и нескончаемых катаклизмов, где нет никакой уверенности в завтрашнем дне. О том, что постоянно происходит нечто из ряда вон выходящее, сообщает телевизор: старшие смотрят его по привычке и охают, младшие — прячутся от новостей в своих смартфонах. Какие драмы происходят где-то — непонятно: до зрителей доносятся обрывки сообщений то о вертолетах с гуманитарной помощью, то о количестве жертв, то о природных катастрофах… Штрихами, без подробностей, обозначены и сами герои (имен у них нет, одеты все четверо в одинаковые костюмы), и окружающая их обстановка — серые острокрышие домики, по которым время от времени пробегает сканирующий зеленый луч. Не за что глазу зацепиться. Где находятся герои, кто они и из какого времени — зритель для себя решает сам.

Выход из этой нескончаемой депрессии, как выясняется, перед героями один — стоицизм с его непоколебимым принципом: «Делай, что должно, и будь что будет». На этом стоит отчим (Александр Усов), и он настойчив: его колонки о бейсболе давным-давно никто не читает — не до бейсбола нынче, но он продолжает исправно смотреть предсказуемые матчи и писать обзоры в канал, у которого лишь 30 подписчиков. Этим и держится. Ну, еще пьет. У парня (Павел Табаков) свой концептуальный принцип — он занят современным искусством: снимает на видео неподвижные предметы. Например, стену. В его канале всегда должно быть ноль подписчиков — и даже если кто-то подписался, его сразу удаляют.

Два мироощущения диаметрально противоположны лишь на первый взгляд — ненужные профессиональные разборы бейсбольных матчей столь же бессмысленны, как и полуторачасовое видео бетонной стены.

Все стоики — а в их числе и девушка (Мария Фомина) — максимально разумны, в их словах все логично: в конце концов, что мы можем сделать, чем помочь, когда беда где-то далеко от нас? Или когда эта самая беда гораздо больше нас самих и все усилия — даже не капля в море?

Герои то и дело повторяют слова про «зону ответственности», «возделывание своего сада». Но за таким рациональным «здравым смыслом» — пусть все крушится, а я сосредоточусь на своих делах, чтоб не растрачиваться попусту, — и обнажается все самое ужасное: пустыня равнодушия, каждый не видит никого вокруг. Как раз об этом ледяная реплика парня: «Другой человек — это уже не моя зона ответственности». Это он, между прочим, о своей любимой.

Отчим о будущем зяте примерно теми же словами: «Познакомились с совершенно посторонним человеком». Ни чувств, ни интереса, все едино. Формула «делай, что должен» выворачивается ужасающей изнанкой: «ничего не делай — и будь что будет».

Разогнать этот морок пытается мать (замечательная роль Светланы Колпаковой), она единственная мечтает связать семью воедино — вызвать какое-то тепло друг ко другу. Удастся ли? Едва ли.

Почти весь спектакль герои сидят в своих домиках, разделенные стенами, и даже когда разговаривают, смотрят не друг на друга, а куда-то вперед. Искра не пробегает, никаких пересечений. Сцена встречи — вроде бы собрались вместе — издевательски «мультяшна»: чрезмерны эмоции, дежурны скороговорки, саундтрек нелеп, словно из детской компьютерной бродилки. Все тут понарошку.

Есть ли спасение? И где тут выход?

«Дмитрий Данилов не дает ответа, что было дальше, — объясняет режиссер Денис Азаров. — На репетициях мы даже шутили, что может, нам дописать второй акт, в котором родители пойдут в гости к детям? И опять ничего не произойдет и не изменится. Вообще вся эта пьеса — одна большая пауза, но главное в ней — попытки людей пробиться друг к другу, стремление человека оставаться человеком. Пожалуй, даже в ситуации безысходности этих попыток отставлять нельзя».

А что подумали зрители? В конце концов, это ведь тоже личное дело каждого.

Ну, может, в зеркале себя увидели — и то спасибо.

Прямая речь

Актриса Светлана Колпакова (в спектакле — мать):


 — Моя героиня — единственная, кто хочет выбраться из этих серых стен и надеется на что-то. Именно она является двигателем контакта, взаимопонимания. Ведь если рядом есть человек — это уже спасение. И в пьесе друга без друга герои не спасутся. Мне очень хочется увести всю эту историю в свет. Хочется, чтобы это было все-таки про жизнь, а не про смерть.

Актер Александр Усов (отчим):

 — Этот текст настолько актуален и содержателен, что мне кажется, что наш небольшой спектакль мог бы быть еще короче. Философию своего героя я не разделяю, но я ее понимаю. Его стоицизму можно противопоставить отношения с женой — они спасительны, способность понимать и принимать — это то, что может спасти. Почему он пьет? Отвечу пословицей — «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Алкоголь помогает говорить честно, а все в этой истории нуждаются в правде.

Оригинал статьи
2024
Премьера «Мое загляденье» на Новой сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 12.05.2024
Громовый Ливанов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 8.05.2024
В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024
Голод по любви, Татьяна Власова, Театрал, 26.04.2024
МХТ им. Чехова представил спектакль «Стоики», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.04.2024
В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024
Выступление артистов театра МХТ им. Чехова на космодроме Восточный, видеосюжет пресс-службы Госкорпорации «Роскосмос», 24.04.2024
Артисты МХТ имени Чехова выступили на космодроме Восточный, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2024
Иван Берсенев. Дипломат и предводитель, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 23.04.2024
На космодроме Восточный выступили актёры МХТ имени Чехова, видеосюжет Амурского областного телевидения, 22.04.2024
Михаил Пореченков: Я всегда на первое место ставлю театр, Григорий Заславский, видеосюжет телеканала «Мир 24», 17.04.2024
Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024
«Не все одинаково поцелованы». Семчев рассказал, что значит быть артистом, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 16.04.2024
«Выход хорошей книги — это общий праздник», Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024
Авангард Леонтьев в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 12.04.2024
Не очень своевременные мысли, Анатолий Смелянский, Театрал, 12.04.2024
МХТ имени Чехова устроит космический вечер, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.04.2024
У Константина Хабенского наладилась связь с космосом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.04.2024
Между собакой и волком одиночества, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 7.04.2024
Константин Хабенский: «С национальной внешностью нужно идти в кино», Ксения Лаптева, Московский комсомолец (Уфа), 5.04.2024
МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024
Константин Хабенский: «Зритель должен кайфовать», Мила Киян, Московский комсомолец (Уфа), 27.03.2024
Счастье — есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024
Режиссер Елизавета Бондарь – о спектакле «Голод» в МХТ (видео), Новости культуры с Владиславом Флярковским, телеканал «Культура», 24.03.2024
Спектакль «Голод» – премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2024
МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024
МХТ представит драму по роману Кнута Гамсуна, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 19.03.2024
Жанр стендапа приходит в театр, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 17.03.2024
Волшебница шитья и кружева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.03.2024
В Уфе с гастролями побывал легендарный МХТ имени Чехова, Гульназ Данилова, Российская газета, 13.03.2024
Непростая задача: кинокритик Москвитин о составлении шорт-листа премии МХТ, Дмитрий Меньшиков, Национальная служба новостей, 12.03.2024
Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024
Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ в Уфе, Молодёжная газета Республики Башкортостан, 10.03.2024
В Уфу приехали с гастролями актёры МХТ им. Чехова, видеосюжет ГТРК «Башкортостан», 9.03.2024
Три плюс три толстяка, Медиацентр МХТ, 5.03.2024
Проект «13». Арсентий Журид: «Я по натуре отличник», Александра Машукова, U MAGAZINE, 1.03.2024
В МХТ имени Чехова наступило «Жаркое ковидное лето», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.02.2024
Творческий вечер Константина Хабенского состоялся в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 23.02.2024
«Театральный роман»: письма, диалоги, летописи, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 4.02.2024
Сны с открытыми глазами, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.01.2024
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024